27.06.2020 - 300 лет Константиновскому дворцу

   16 июня (27 по нов. ст.) 1720 года было начато строительство Большого Каменного дворца в Стрельне, ныне – Константиновского. Царь Петр I заложил первый камень в основание здания. «После обеда пошли осматривать место, где вводят реку в другое русло, а потом пошли в другое место, где закладывают очень большой дворец. Первый камень положил сам его царская милость, а второй – господин посол, и мы, находившиеся там, положили камни.» – так записал один из участников польского посольства в этот день.
   Закладка дворца, а за 5 лет до этого, в 1715г., – начало создания дворцово-паркового ансамбля, парадной императорской резиденции, происходила, когда Россия уже достигла перелома в Северной войне и вышла на берега Балтийского моря. К тому времени уже была основана новая столица России, Санкт-Петербург, и главная военно-морская база молодого Балтийского флота, крепость Кроншлот. А через год, в 1721г., будет подписан Ништадский мир, ознаменовавший победу России над Швецией, закончится Северная война, Россия станет Империей и морской державой, а царь Петр I – императором, самодержцем всероссийским. Молодой империи была необходима парадная императорская резиденция.
   Будущей императорской резиденции в Стрельне, где царь взял для себя несколько земельных участков, предстояло стать дипломатическим «окном в Европу», символом могущества и процветания новой России. Подготовка к строительству роскошного дворца и огромного сада с фонтанами, каскадами и гротами начинается уже в 1713 г. В устье Стрелки появляются кирпичные заводы и Гончарный двор, где создавались «кафли» для будущих дворцовых интерьеров. В 1715 г. венецианские мастера-гидравлики под руководством Доротео Алимари и французского садовника Годо начали осушение болотистых почв и обработку ландшафта. Генерал-инженер Шиц по собственному проекту построил пристань-дамбу. На открытых возвышенных местах были заложены «государевы огороды» с плодовыми деревьями, ягодными кустами; построены оранжереи, теплицы, погреба.
   Понимая грандиозность задачи, Петр очень тщательно выбирал проект для строительства дворца. Весной 1716 г. в Россию прибыл зодчий Бартоломео Карло Растрелли, который определил место для строительства Большого дворца и приступил к проектированию парка во французском регулярном стиле. Однако через некоторое время в Петербурге начинает работать Жан-Батист Александр Леблон, ученик знаменитого Андре Ленотра, придворного короля Людовика XIV и создателя системы регулярного парка, — французский королевский архитектор и блестящий специалист в области регулярного паркостроения. Проект, предложенный архитектором, понравился государю гораздо больше: он присвоил Леблону чин генерал-архитектора и предоставил широкие полномочия в строительстве не только Стрельнинской резиденции, но и Петербурга.
   В проекте Большого Стрельнинского дворца, созданном Леблоном, ясно отразились черты французского стиля эпохи регентства. Архитектор предусмотрел и различные новшества, призванные обеспечить современный уровень комфорта. Однако в 1717 г., после поездки в Европу, Петр создает собственный «План огорода Стрелиной мызы», фактически — новую концепцию ансамбля, в основу которой легли впечатления от увиденных им королевских резиденций во Франции и Германии. А в начале 1719 г. Ж.-Б. Леблон скоропостижно скончался, так и не начав строительства дворца.
   Вскоре в Петербург направляет свои проекты по устройству Стрельны итальянский архитектор Себастьяно Чиприани, однако его проект замка-крепости не устроил Петра. Окончательным вариантом был признан проект итальянского архитектора Николо Микетти — бывшего архитектора папского двора, который пообещал Петру устроить в Стрельне то, «чего еще не бывало на свете». Именно его проект был одобрен императором.
   Построенный по проекту Н. Микетти Стрельнинский дворец представляет собой уникальный памятник архитектуры Петровской эпохи и итальянского барокко. Дворец стоит на гребне возвышенности, тремя уступами спускающейся к Нижнему парку (характерные уступы террасы — дань традиции итальянского регулярного парка). Северный фасад обращен к морю. В центре дворец прорезан тройной аркадой, которая соединяет два крыла здания и оформляет сквозной проход с плаца перед дворцом на террасу, откуда открывается вид на нижний парк и Финский залив. Аркада, обозначающая главную композиционную ось ансамбля, очень точно выражает основной исторический импульс петровского времени - прорыв России к Балтийскому морю.
Широкая терраса, прорезанная аркадами грота, образует эффектное подножие дворца. К главному прямоугольному корпусу примыкают боковые галереи, продолжением которых служили открытые галереи-колоннады (разобраны в конце XVIII в.). В первом этаже дворца должны были размещаться личные апартаменты царской семьи, причем, по-видимому, для царицы предназначалось западное, а для Петра — восточное крыло. Обе половины должны были сообщаться только через подвал. Помещения во флигелях были отведены для гостей и придворных.
   В течение 1720 г. Микетти заложил фундамент, возвел стены первого этажа и галереи со стороны парка. Планировалось начать устройство каскада с гротами и фонтанами, подобного тому, который мы видим сейчас в Большом Петергофском дворце. Уже были привезены трубы, изготовленные в Туле на заводах Никиты Демидова, а из Италии доставили ракушки для облицовки каскада и гротов. Однако уже в следующем, 1721 г. активно начатые работы замедляются. Петр отдает предпочтение Петергофу, который по сравнению со Стрельной занимал более выгодное географическое положение, поскольку был ближе к морской крепости Кронштадту; кроме того, природные условия для строительства фонтанного водовода там были более благоприятными.
После пуска фонтанной системы в Петергофе император решил, что его парадной резиденцией — символом побед русского оружия в Северной войне — станет именно Петергоф. Темпы работ в Стрельне замедляются. К этому времени под руководством Микетти были закончены земляные работы в Нижнем парке, а дворец был возведен до уровня второго этажа.
   В 1723 г. Николо Микетти, работавший и в Стрельне, и в Петергофе, отправляется в Европу для закупки скульптуры и больше в Россию не возвращается. Он увозит с собой оригиналы проектных чертежей Стрельнинского дворца, которые были обнаружены в 1975 г. в Академии св. Луки в Риме.
   Недостроенный Большой Каменный дворец в Стрельне, как его называли тогда, был предан забвению. Дело Микетти продолжают русские архитекторы М. Земцов, Т. Усов и П. Еропкин. Вчерне строительство здания было завершено в 1725 г., однако с кончиной императора, а вскоре и его супруги Екатерины I, работы в Стрельне и вовсе были остановлены.
В 1730 г. дворец был законсервирован и накрыт временной кровлей, оконные и дверные проемы забили досками. Во времена Анны Иоанновны дворец был окончательно предан забвению и, как утверждают современники, однажды сильно пострадал от пожара, хотя документального подтверждения этому не найдено. В царствование Елизаветы Петровны, политическим девизом которой стало следование начинаниям отца, полузабытая Стрелина мыза получила второе рождение: императрица поручает Франческо Бартоломео Растрелли, сыну знаменитого скульптора Петровской эпохи, достроить и отделать заброшенный дворец. В 1751—1761 гг. Растрелли достраивает фасады, осуществляет внутренние перепланировки, создает некоторые интерьеры..
   Только в 1797 году, когда император Павел I подарил Стрельну своему второму сыну, великому князю Константину Павловичу, дворец обрел новую жизнь. Архитекторы А. Воронихин, Л. Руска, А. Штакеншнейдер, стараясь не нарушить общий архитектурный стиль здания, превратили его в изысканную загородную великокняжескую резиденцию. С этого времени и до 1917 года Константиновский дворец был любимым местом отдыха хозяев — великих князей Константина Павловича, Константина Николаевича, Константина Константиновича, их родственников и потомков. Августейшие владельцы создали благоустроенную усадьбу, отвечавшую всем современным требованиям комфорта: дворец с парадными залами и уютными гостиными, окруженный садами с живописными прудами и прохладными туфовыми гротами, с террасами, украшенными цветниками, мраморной и бронзовой скульптурой. Во многом благодаря дворцово-парковой резиденции к концу XIX столетия Стрельна превратилась в фешенебельное дачное место. В течение всего XIX века и нач. XX столетия формируется уникальная художественная коллекция Константиновского дворца, которая свидетельствовала об изысканном вкусе его владельцев.
   Разрушительный Октябрьский переворот уничтожил этот прекрасный мир. После расстрела в Петропавловской крепости в январе 1919 года последнего владельца дворца, великого князя Дмитрия Константиновича, в осиротевшем здании разместилась стрельнинская школа-колония. После революции все ценности — коллекция живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, богатейшая библиотека, личные вещи и документы августейших особ — были рассеяны по разным музеям и архивам; историческая отделка залов уничтожена, дворцовая мебель расхищена, скульптура разбита. Судьба исчезнувшей коллекции почти не прослеживается в послереволюционных документах.
   В 1936 г. был разработан проект приспособления дворца под санаторий для нервнобольных. В частности, Голубой зал предлагалось разбить перегородками на множество отдельных палат. В 1937—1939 гг. работы по реконструкции шли полным ходом, при этом пострадали или были уничтожены ценные интерьеры начала XIX в. К 1940 г. внутренняя перепланировка была завершена, однако назначение дворца изменилось: он был передан курсам усовершенствования высшего и среднего политсостава Краснознаменного Балтийского флота.
   24 сентября 1941 г. гитлеровские части перерезали Балтийскую железную дорогу и заняли Стрельну и Новый Петергоф. Жители были угнаны на работы в Германию и на  оккупированные территории. Фашисты установили в районе Стрельны несколько артиллерийских и зенитных батарей, контролировавших фарватер Финского залива. На башне бельведера Константиновского дворца был оборудован пункт корректировки артиллерийского огня батареи «Принц Генрих», в подвале — лагерь для военнопленных, а на территории парка располагались подразделения первой пехотной дивизии Вермахта.
   19 января 1944 г. Стрельна была освобождена от фашистов. Дворец лежал в руинах. Актом от 12 сентября 1945 г. в стенах были зафиксированы 21 пробоина от прямых попаданий снарядов, многочисленные повреждения от осколков. Погибла практически вся уцелевшая после реконструкции конца 1930-х гг. историческая отделка помещений. В относительной сохранности остались только конструкции парадных лестниц и подвалы, в которых был устроен лагерь военнопленных.
   В 1953 году в частично отреставрированном дворце разместилось Ленинградское Арктическое училище, которое прекратило существование в 1990 году. В последнее десятилетие ХХ века опустевшая резиденция, задуманная Петром Великим как дипломатическое «окно в Европу» и пережившая не одно поколение его знаменитых потомков, стремительно разрушалась. Покинутый хозяевами Константиновский дворец, внесенный ЮНЕСКО в список памятников мирового значения, провожал уходящий двадцатый век, и только чудо могло его спасти…
   И это чудо произошло. Готовясь к празднованию трехсотлетия северной столицы, российское правительство приняло решение возродить гибнущий памятник. В ноябре 2000 года Константиновский дворцово-парковый ансамбль был передан на баланс Управления делами Президента Российской Федерации. В 2001 году Указом Президента России В. В. Путина Константиновский дворец в Стрельне обрел новое высокое предназначение, получив статус Государственного комплекса «Дворец конгрессов», сочетающего функции государственной резиденции, современного делового и историко-культурного центра.
   Беспрецедентные по срокам и размаху восстановительные работы начались 10 ноября 2001 г. То, что всего за восемнадцать месяцев удалось сделать архитекторам, гидротехникам, строителям и реставраторам, без преувеличения можно назвать подвигом. Был восстановлен не только Константиновский дворец, но и два парка — Верхний и Нижний, а также было воссоздано или заново построено множество вспомогательных сооружений, без которых немыслима современная жизнь «Дворца конгрессов». Природа словно задалась целью сделать все возможное, чтобы помешать уложиться в отведенные для работ сроки. Но люди преодолели все трудности и завершили строительство в срок — к 300-летию Санкт-Петербурга. 27 мая 2003 г. «Дворец конгрессов» распахнул двери для гостей, которые приехали поздравить Северную столицу в день ее 300-летнего юбилея.
   Сразу после торжественного открытия «Дворца конгрессов», приуроченного к 300-летнему юбилею северной столицы, началась кропотливая работа по созданию новой музейной коллекции в Константиновском дворце. Постепенно интерьеры всех залов, восстановленных по историческим образцам, украшаются картинами, скульптурами, предметами декоративно-прикладного искусства, которые призваны воссоздать аутентичную атмосферу императорской и великокняжеской резиденции. В декабре 2007 года в Константиновский дворец для хранения и экспонирования была передана коллекция произведений русского искусства XVII – XX в.в., созданная известными русскими музыкантами М. Ростроповичем и Г. Вишневской.  Так Константиновский дворец обрел свою художественную коллекцию.
   Петр Великий, бронзовый памятник которому (современная копия с работы немецкого скульптора Г.-Ш. Касселя) был установлен в центре плаца перед дворцом в 2003 г., мечтал устроить в Стрельне «сад лучше, чем у французского короля». В XVIII в. не удалось создать то «царство фонтанов», которое было задумано, но эта идея нашла свое воплощение в наши дни. Сегодня посетители Стрельны видят перед собой дворец в стиле раннего барокко и французский регулярный парк с ансамблем удивительных фонтанов. Величественные скульптуры напоминают о мире, милосердии, справедливости, любви к Отечеству и добродетели, попирающей порок. Залы дворца наполнены произведениями искусства, а также музыкой и сиянием огней, а в дни высоких визитов вcпоминается пушкинское «Все флаги в гости будут к нам»…
   Так в XXI столетии Стрельна обрела статус, предназначавшейся для нее с XVIII века, — государственной резиденции, достойной величия России. Доминантой комплекса, смысловой и композиционной, является, безусловно, Константиновский дворец — памятник архитектуры, истории и культуры федерального значения.

 

 

 


Текст подготовлен по материалам: Горбатенко С. «Архитектура Стрельны», СПб, 2008г.; Константиновский дворцово-парковый ансамбль, путеводитель изд. второе, СПб, 2011 г.; Коллекция Константиновского дворца, альбом-путеводитель, СПб, 2008г.; Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне. История и современность. Сборник статей и материалов Гос. комплекс «Дворец конгрессов», СПб, «Дмитрий Буланин», 2006 г.

 

 

21 И 22 НОЯБРЯ ДВОРЕЦ ЗАКРЫТ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ! Режим работы кассы 10.00-16.00. Среда - выходной день! ☎ +7(812)438-53-50; 438-53-60